Основы религиозных культур и светской этики
В 4 классе обучающиеся в рамках учебного плана будут проходить комплексный учебный курс "Основы религиозной культуры и светской этики" (сокращенно - ОРКСЭ).
Регламент выбора родителями (законными представителями) учащегося одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ прописан в письме Минобрнауки РФ от 31.03.2015 № 08-461.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р с 1 сентября 2012/2013 учебного года комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики», направленный на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования, введен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю). Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Учеными и специалистами, привлеченными Минобрнауки России, разработан для школ комплексный учебный курс ОРКСЭ, включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.
Курс ОРКСЭ носит светский характер: у всех модулей единая методическая и методологическая основа, в гимназии модули преподают учителя, прошедшие курсы повышения квалификации по данному направлению.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
Полезная информация по комплексную учебному курсу на сайте ОРКСЭ
Заявление родителей (законных представителей) по выбору модуля ознакомиться
Анкета родителей (законных представителей) ознакомиться
Цели курса ОРКСЭ: Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего подростка посредством его приобщения к духовной традиции России.
Задачи ОРКСЭ:
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
- Обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.
- Развитие способностей младших школьников к общению полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Мифы, которые сопровождают введение нового предмета:
- Миф 1 – в школу придут священнослужители.
- Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер.
- Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними.
Особенности построения курса:
- Модульное построение (возможность выбора изучаемого модуля родителями).
- Общее количество часов - 34.
- Курс охватывает 4 и 5 класс.
Модули курса:
- Основы православной культуры.
- Основы исламской культуры.
- Основы иудейской культуры.
- Основы буддийской культуры.
- Основы мировых религиозных культур.
- Основы светской этики.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Особенности оценивания:
- Оценка отсутствует.
- Защита проекта.
Ожидаемые педагогические результаты:
- Знание родной культуры.
- Формирование устойчивых нравственных ценностей, патриотических убеждений.
- Понимание необходимости и ценности традиций, нравственных норм.
Нормативные документы:
Материалы для использования в преподавании основ религиозных культур размещены на сайтах религиозных организаций:
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – http://www.patriarchia.ru.
Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви – http://www.otdelro.ru.
Совет муфтиев России – http://www.muslim.ru.
Российская ассоциация буддистов – http://www.buddhism.ru
Федерация еврейских общин России – http://www.feor.ru
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
Электронная гуманитарная библиотека – www.gumfak.ru;
Государственный музей истории религии – www.gmir.ru.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
сайт Общественной палаты – http://www.oprf.ru;
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Обновление страницы 05.09.2020г.